воскресенье, 22 ноября 2009 г.

РОЖДЕСТВО

Еще десять лет назад я терпеть не могла зиму. Все изменилось коренным образом, после того, как побывала в Карпатах на Рождество. И я влюбилась в зиму раз и навсегда. После слякотной, промозглой и ветреной Одессы, Западная Украина меня пленила белыми сугробами, нарядными домами, и незабытыми народными традициями. Я с интересом, наблюдала и даже принимала участие в Рождественских колядках, вертепах. С удовольствием подпевала: «Христос народився, славимо…». И не по тому, что я любительница фольклора, просто люди вокруг были искренни в своем веселье, просты и доброжелательны в общении. И к этому добавьте катание на санках до самозабвения, а еще белочек и синичек, которых мы с детьми кормили прямо с рук! Не удивительно, что после первой зимней поездки последовала вторая ровно через год, а затем стало традицией – встречать Рождество в Карпатах...

ОТЪЕЗД

Нет, столько праздновать уже вредно в моем возрасте, - с этой мыслью я покидаю теплую и уютную постель. Заглядываю в спальню к девочкам, конечно будильник поет сам по себе, абсолютно не нарушая их сон. С другой стороны, а могло ли быть иначе? 2 января! С 30 декабря, в нашем доме не переводятся гости. Благо места достаточно, компания веселая, все приезжают с детьми – примерно одного возраста с моими. Вот и стоит «дым коромыслом». Нам – по 36 лет, им по 14- 16. Весело. Но, немного утомляет. Особенно с утра пораньше. Интересно, - подумала я, - если бы мы не уезжали сегодня, когда бы разъехались мои друзья по своим домам? И тут же даю себе зарок, не проверять! Да и традицию не надо нарушать. Сегодня я с Юлей и Настей уезжаю в Карпаты. В прошлом году мы впервые «попробовали на вкус» настоящие горные лыжи. То ли инструктор был сильно хорош, то ли мы такие увлекающиеся, но! Весь год мы жили в предвкушении этой поездки. И вспоминали о наших спусках и успехах. Конечно же, переживая, а вдруг за год навыки забудутся!
-Девочки, - сдавленным шепотом бужу своих спутниц, - вставайте, через два часа поезд!
-Мам, еще капельку, - бормочет Настя, поворачиваясь на другой бок. Юлю просто такими скромными мерами не поднять.
- Отоспитесь в поезде! – Приступаю к решительным действиям, забираю у детей одеяло.
- Ну, Лена!- Просыпается моя сестра. – Отстань от меня!
- Девочки, - злюсь уже по-настоящему, - на поезд опоздаем!
- Фиг с ним, - моя дочь сворачивается «калачиком» пытаясь сохранить тепло, - догоним как-нибудь.
Ну, уж нет! Догонять я ничего не собираюсь, решительно иду за своим последним оружием побудки. Еще пару секунд и в комнату вбегает наш домашний любимец – той-пудель по кличке Сантиметр. Радостно повизгивая, извиваясь всем телом от возбуждения, собака одним прыжком оказывается в кровати дочери, тут же принимаясь вылизывать незащищенные участки тела.
- Фу!!! Уйди от меня, - отпихивает Настя Сантиметра.
Наша собака не относится к глубоко ранимым и обидчивым, меняет предмет забот и переключается на мою сестру.
- Ой!!! Отстань от меня, зараза!

Я тихонько прикрываю дверь и иду в столовую. Надо успеть приготовить что-то на завтрак для своей семьи и гостей. Теперь я не сомневаюсь, не пройдет и десяти минут, как мои девчонки встанут. Пахнет свежесваренным кофе.
- Ты уже встала? – удивляется муж, - а кофе? – Ничего не знаю, несу в спальню.
- Привет, - чмокаю дежурный поцелуй, - не сердись, выпью здесь. - Взбираюсь на высокий стул возле барной стойки. Самое любимое место в доме! Здесь моя семья завтракает. Обедаем и ужинаем за столом, хотя все признают, что тут лучше.
- Не знаю, идти вас провожать на вокзал? – спрашивает супруг. Я отрицательно машу в ответ. Нет, до вокзала – пешком минут 20. И обязательно разгорится спор: «Зачем брать такси, пойдем пешком!», конечно идея будет принадлежать ему. Я никогда не спорю с мужем! Да!!! Чистая правда! Хотя это вовсе не означает, что я при этом поступаю так как он хочет. Но, в спор обязательно ввяжется наша дочь. Со свойственным для 16 лет максимализмом она будет яростно доказывать, что не умно идти пешком, когда у всех объемные сумки. Что глупо экономить десять гривен. В общем, как правило, заканчивается все тем, что Андрей идет пешком, а мы останавливаем машину. И конечно, настроение у всех перед отъездом испорченно.
- В доме полно гостей, - напоминаю на всякий случай, - сами доберемся.
- Ты, кстати не в курсе, - невзначай интересуется муж, - когда планируют разъезжаться? В принципе, водка еще есть.
Можно подумать, что дело только в наличии выпивки. Мы оба знаем, захотят, сбегают в ближайший магазин.
- Мы с девочками уезжаем, надеюсь, к вечеру все разъедутся. Ты в случае чего не теряйся, - намекаю на его симпатию – мою близкую подругу.
- Обижаешь, - улыбается Андрей, - у нас все оговорено заранее. Ты тоже хорошо отдохни! Развлекись там, вокруг полно лыжников. Люди при деньгах и вообще.
Что тут скажешь? Скоро 18 лет совместной жизни. Романтизм давно позади, зато наши отношения стали крепко-дружескими и немного родственными. Это вовсе не означает, что…
А что это означает? - задаю вопрос сама себе.
- Мама!
- Лена!
В столовой появляются мои спутницы. Проснулись!
Поднимается суета. До поезда совсем не много времени, а выясняется, что у них еще ничего толком не уложено. Я советую брать самое необходимое, мелочи купим на месте. Конечно, последние слова вызывают «взрыв» эмоций у мужа,
- Ну да, у богатых свои причуды! Зачем вещи собирать.
Я пропускаю любимую фразу Андрея мимо сознания. За последние годы привыкла, что ни смотря на то, что практически все зарабатываемые деньги отдаю супругу и распоряжается ими он, его уязвленное самолюбие периодически дает о себе знать. Но что поделать, если я приношу в дом много больше? И мы не раз обсуждали эту щекотливую тему. Я мудро поясняла, напоминала, что семья – это единый организм. Периоды переживает разные. И были моменты, когда он кормил меня и учил, и заботился обо мне (своей бывшей студентке). И что благодаря нему я чего-то достигла в жизни. А сейчас, вложенные труды начинают постепенно возвращаться, но…
- Девочки, надевайте лыжные костюмы, - беру сборы под свое руководство.
- Да?! – Вопль негодования срывается у Насти. – Это я как дура буду по Одессе дефилировать в лыжном костюме?
- А что лучше тащить его в рюкзаке? – практично интересуется моя сестра, она же тетя Насти, она же ее самая близкая подруга, как-никак всего-то на год старше племянницы. – Я пойду в комбинезоне.
- Я тоже, - многозначительно смотрю на дочь, - а ты понесешь свои вещи сама!
У нашей небольшой компании давние сложившиеся отношения. Настя – «маленькая» и «слабенькая», ей надо помогать, проявлять повышенную заботу. Так как я просто физически в поездках не успевала за всем проследить, то часть забот брала на свои плечи Юля. И так было с того момента, как моей сестре исполнилось шесть лет, и я впервые рискнула с двумя маленькими детьми отправиться в большое путешествие. Но время идет и пора менять привычный уклад.
- Хорошо, - с вызовом отвечает дочь.
Я переключаю свое внимание на другие дела, тем более что их море. Хлопочу по кухне, даю наставления, чем кормить гостей, хотя это лишнее. Подруги у меня классные. Не напрягают, способны проявить сами о себе заботу, не стесняясь «чужой» территории. Я точно знаю, что перед тем как разъехаться из нашего дома, - будет наведен порядок, но все же…
Время неумолимо бежит и меня охватывает легкая лихорадка. А тут, как на зло, стали просыпаться друзья и «выползать» пообщаться перед отъездом. Понятно без слов ничуть не способствуя ускорению сборов. В последние минуты, выясняется, что Настя не может найти место для лыжного костюма. Недовольно сопя, натягивает его на себя и как вызов, - лыжные перчатки и шапочку.
- Ты еще очки нацепи, - скептически советует Юля.
Я облегченно расслабляюсь. В глубине души, была готова тащить дополнительную сумку. Так, кажется, ничего не забыла : деньги, билеты, купоны на отель.
- Ой!!! - В поле моего обзора попадает дочь. Она воспользовалась советом и нацепила лыжные очки. – Ты в таком виде поедешь?
- А что? – С вызовом интересуется она, - Зато сумка будет легче.
- Девочки, вы обалдели? – Интересуется супруг, - до поезда 40 минут.
Поднимается настоящая суета, усугубляемая огромным количеством искренне желающих помочь. В конце концов, мы как это не покажется странным, усаживаемся «на дорожку» в коридоре, затем подхватываем вещи и покидаем теплый дом.
- Я провожу до ворот, - Андрей выходит следом. – Сразу позвони, как приедешь в гостиницу.
- Зачем? В половину второго ночи?
- Ты же знаешь, буду волноваться, - отвечает он.
- Ты же знаешь, со мной не пропадешь, - парирую ему.
При выходе со двора, дежурные поцелуи по очереди в нос. И мы расходимся…

Одесский вокзал тупиковый. Мы привыкли, поезда подают за сорок минут. Но каково же наше удивление, когда, примчавшись на вокзал, не обнаруживаем своего состава. Первые секунды, шок. Опоздали! Но, оглядевшись, замечаем толпу в ярких лыжных костюмах с огромными рюкзаками, понимаем, все пока нормально. Поезд просто еще не подали. До отхода двадцать минут. Мороз с ледяными порывами ветра приводят нас в уныние. Но уйти с перрона не решаемся. Почему так долго нет состава?
Десять минут до отхода поезда на Ужгород. Народ вокруг в легкой панике. Шутка ли, многие едут до Чопа – таможенный пункт и дальше на горнолыжные курорты Европы. Наш поезд – дополнительный, а вдруг в бардаке творящемся вокруг его просто забудут подать? Ну, наконец-то, на табло высвечивается долгожданная надпись. Из динамика доносится что-то невнятно-гнусавое на Украинском, а вдалеке показался серо-голубой локомотив. Все вместе взятое не одной мне дает команду : «Вперед». И нарядная толпа с огромными баулами, лыжами заботливо укрытыми в чехлы, со сноубордами и даже спортивными санями, всколыхнулась и бодро зашагала по перрону. Наш вагон шестой. Откуда нумерация поезда выяснять нет времени. Хорошо если с «головы», а вдруг с «хвоста»? Тогда придется топать почти обратно до дома. Итак, первый вагон. Ура, повезло, он оказался и правда первым. Я резвой рысью несусь вдоль поезда, сверяясь с номерами: второй, третий, четвертый, пятый…». Оборачиваюсь на своих спутниц. Конечно, они немного поотстали оттесняемые торопящимися мужиками. Еще не научились в этой жизни, быть сильнее, не смотря на кажущееся физическое превосходство соперника. Призывно машу рукой, пришли. Дожидаюсь девочек и втроем мы подходим к нашему вагону.
- Ого! – Возглас недоумения вырвался у Юли при виде номера. После пятого, следующий был пятнадцатый.
- Елки! – Ужасаюсь я, - первые вагоны были прицепными. Значит нумерация с «хвоста». Быстрее! До отхода семь минут! Шутки в сторону. Надо ли объяснять, что творится на узком перроне? Мы, работая локтями, усиленно пробиваемся вперед. Но неожиданно, сталкиваемся со встречным потоком горе-пассажиров и застреваем в образовавшемся заторе. Что происходит? Я в панике мечусь, пытаясь пробиться вперед. До отхода четыре минуты! Вдруг, мой взгляд натыкается на номер вагона. По моим подсчетам, должен быть 12 или около того, но надпись лаконично гласит 8. Тут в моем сознании, несколько замутненном праздниками, вспыхнула мысль. Подхожу к проводнику и тяну его за рукав форменной куртки. Ко мне оборачивается абсолютно пьяный работник железной дороги совершенно не способный сфокусировать взгляд, но при этом чудом стоящий на ногах.
- Эй! – Встряхиваю его, - где шестой вагон?
После неимоверных усилий, проводник все же навел резкость и увидел меня, правда, ясности не внес.
- А х… его знает!
И это за три минуты до отхода, при чем половина пассажиров мечется по перрону.
- Это дополнительный состав, - с трудом произносит следующую фразу. Спасибо, будто я этого не знала без него. – Нас собрали из того, что было, а номера мы не поменяли. Какие до этого висели, такие и остались, - он махнул для ясности рукой в сторону таблички. - Это не восьмой вагон. На самом деле, - запнулся проводник. – А в каком вагоне я буду ехать? Пойду, спрошу у напарника.
Кое-что начало проясняться. Все времени больше нет. Берем штурмом первый же вагон. Моим девочкам не надо было ничего говорить. За многие годы совместных путешествий они успели привыкнуть и не к таким переделкам. Быстро поднимаемся по ступенькам.
- Эй, куда? – Запоздало кричит в спину горе-проводник, - а билеты?
Но остановить меня было уже невозможно. Главное сесть на поезд. Потом разберемся с вагоном. Моему примеру мигом последовали свидетели сцены. Вагон стремительно наполнялся пассажирами.

Удивительно, но сели в свой вагон. Каким-то непонятным чутьем меня занесло именно сюда. Остальным пассажирам повезло меньше. И вплоть до Раздельной (час езды) мимо нашего купе сновали люди, пытаясь рассесться согласно купленным билетам. Те, кто уже «кинул якорь» сразу принялись догуливать Новогодние праздники. В общем, в поезде было шумно, оживленно и весело.
Лиха беда начало! – Подумала я, отклонив очередное предложение присоединиться к компании. Достала пакет со «вкусностями», журналы и книги, уютно устроилась в теплом купе. За окном проносились столбы и серые посадки с одинокими домиками на переездах. Поля стояли чуть припорошенные снегом. После некоторого волнения, на меня снизошло томительное чувство – ожидание приятного. Я люблю путешествовать, а еще больше, дорогу. Что же готовит нам она на этот раз?


ДЕНЬ ПЕРВЫЙ


Славсько. Небольшое село на три тысячи жителей. Автомобильное шоссе заканчивается здесь. Дальше только горы. Из освоенных горнолыжных трасс: г. Тростяна, г. Варшава, г. Политехник и г. Беркут. В ущелье красиво расположились современные отели. Дорогие! Но комфортабельные. Местное население живет сдачей в наем жилья. Но я с двумя юными спутницами не решаюсь селиться на квартире. Конечно, много дешевле, но… А еще такого количества военных УАЗиков, собранных в одном месте, нигде не видела. Несмотря на нелюбовь ко всему советскому, на это чудо автомобильной техники, она не распространяется. По рассказам коренного жителя, за ними ездят по всему бывшему СССР. Эти сведения припоминаю, подъезжая к небольшому вокзалу. Стоянка 2 минуты, проводников в нашем вагоне «сдуло ветром» и я примеряюсь к дверям. Прикидываю, хватит ли у меня сил, а главное умения открыть. Мои девчонки сонные и недовольные прислонились к стене вагона, естественно считая меня виновной в том, что едем в дополнительном поезде и приезжаем в такое неудобное время. А ерунда, отмахиваюсь от поднимающегося внутри раздражения, придем в отель, все утрясется. В конечном итоге, они еще дети.
Тут раздается лязг открывающихся дверей и в тамбур проходит проводник. Мне определенно везет, мелькает мысль при виде его. Тут же одергиваю себя, про «везет» буду думать в Одессе. Как-никак горные лыжи – экстремальное развлечение...

- Ох, как же здесь хорошо! – Восклицает Настя, переступив порог нашего номера. Несмотря на ночное время, мы благополучно добрались до отеля и охранник был снабжен инструкциями на наш счет и проводил к уютному коттеджу и даже помог нести сумку. Неужели сервис в этой стране начинает постепенно расти? Тут же вспоминаю, во сколько мне обошлось снять полу-люкс с завтраком на Рождественские каникулы и поправляю себя, - правда сильно отстает от роста цен на эти самые услуги.
- Ох, - Очередной возглас дочери, - мам, смотри, как тебе повезло в этом году! Какое у тебя комфортабельное «приставное лижко».
Я невольно бросаю взгляд в сторону небольшого диванчика, видимо раскладывающегося вперед. Что можно на это сказать? Еще одна деталь наших многолетних путешествий. Везде втроем. Номер снимаем рассчитанный на двух человек, но с приставным местом. Угадайте с трех раз, кто спит на раскладушке? Но не в эту поездку! Все! Дети уже не дети, а я хочу комфорта. Половину свободного пространства номера занимает огромная кровать. Я в этом году буду спать на кровати!
- Тянем жребий! – С некоторым вызовом произношу переступая следом за Настей порог.
Дверь за моей спиной уже закрывала Юля.
Мои слова произвели на девочек небывалый эффект. Они замолчали, хотя всю дорогу мило болтали и кокетничали с охранником и удивленно уставились на меня. После затянувшейся паузы, последовал неудержимый приступ смеха.
- Мам, ну ты сказанула! – Сгибаясь пополам выговаривает моя дочь. – Какой жребий! Радуйся у тебя в этом году роскошный диван!
Я сначала решила обидеться, но поразмыслив передумала. Все равно будут «толочься» на кровати, обмениваясь новостями и разговаривая по телефону. Покоя мне не дадут, а тут как ни крути, своя территория. Я оценивающим взглядом смотрю на диван. И возле окна. Легко присоединяюсь к их веселью. Традиции не стоит нарушать! Тем более, такая мелочь!
Примерно час ушел на купание и обустройство, обзванивание многочисленных родственников. А половина ночи оказалась позади.
- Лена, мы во сколько встаем завтра? – интересуется Юля, настраивая будильник.
- Не позднее 8 утра. И не завтра, а сегодня. Так что пора угомониться и спать. Масса дел. Взять лыжи на прокат.
- Мам, а инструктору будем звонить? А может, сами попробуем? А куда поедем?- перебивает дочь.
- Спите, утром на «свежую» голову решим. Спокойной ночи, - желаю лежа на своем «приставном лижке». В мою спину врезается шов неудобного матраса. И я в очередной раз начинаю раздражаться. Что за эгоисток я ращу? И что будет дальше? Но тут в темноте слышится мягкий топот ног по ковру и через секунду на меня обрушивается с объятьями и поцелуями Настя.
- Мамульчик, как же я тебя люблю! Тебе здесь удобно? Я с тобой немножко полежу!
- Заснешь, - со своего места критически произносит Юля с явно слышимыми нотками ревности в голосе.
- Юльциуска, - откликается чувствительная к интонациям моя дочь, - иди к нам, места хватит.
И через секунду я уже в объятиях двух пар рук. И такое тепло заполняет мою душу и такая нежность. Девочки мои, как же я люблю вас. И сразу за этим мысль, - а что же я буду делать через пару лет? Сколько еще мне осталось вот так ездить с ними?
- Мамочка, - бормочет сонная Настя, - мы вырастим, начнем ездить компанией, но ты с нами! Ты классная. Ты даже лучше подруг.
- Да, - подхватывает Юля, - тебя все и так принимают за нашу подружку. А если еще ты, - обращается к своей племяннице, - не будешь везде кричать: «Мама! Мама!», так и просто решат, что мы ровесницы!
Это не лесть! Это искренне. И не важно, что истина далека от слов Юли с Настей. Они хотят, чтобы было так! И уже это делает меня счастливой.
- Спасибо, - целую поочередно теплые щеки своих девочек. - А теперь бегите обратно. Мое «приставное лижко» не рассчитано на такие нагрузки. Сломается чего доброго. Давайте спать.


Разбудили меня громкие голоса с улицы. Выглядываю в окно. Номер на первом этаже, передо мной стоит компания с лыжами на плечах. Полная боевая готовность. Я бросаю взгляд на горушку перед гостиницей. За ночь выпал глубокий снег, и он пушистым ковром блестит на утреннем, морозном солнышке, заботливо укрыв зеленые ели. Снег. Хорошо то как! Прошлой зимой повезло меньше и в погоне за снегом приходилось ездить за 10 км от отеля на г. Беркут. А рядом с нами – трасса для новичков гора «Политехник» уныло демонстрировала грязные глинистые «бока».
Я еще раз смотрю на веселую компанию и легко вскакиваю с постели. Несмотря на бессонные ночи, предвкушение от катания на лыжах, а еще томительное ожидание и желание проверить, смогу ли я самостоятельно спуститься мигом прогоняют остатки сна.
-Девочки, - громко зову, - подъем!
Иду в душ, не забыв по пути про телевизор. Пусть громкая музыка быстрее поднимает моих спутниц.
- Юля! Настя! – негодую, вернувшись, - вставайте! У нас всего-то восемь дней.
Видя, что мои слова не имеют действия, как последний аргумент,
- Девочки, я иду в ресторан завтракать, и сразу в прокат брать лыжи. Когда соизволите проснуться, можете составить мне компанию. Учтите, - небольшая угроза в голосе, - ждать не буду, сама уйду кататься. Не дети, не потеряетесь.
- Испугала, - сонно бормочет Настя, поднимая голову, - куда ты без нас? Пропадешь. Юльциуска, - принимается тормошить соседку по кровати, - просыпайся скорее. Слышала, она собирается без нас на гору идти. Придумала тоже!
- Лена, - моя сестра с утра всегда недовольна, - мы тебе не разрешаем идти без нас. Еще случится что, а мы отвечай.
Мне надоело слушать сонный бред и я не говоря ни слова выхожу из номера. В глубине души, уверенна, как только за моей спиной закроется дверь, мигом проснутся и будут собираться в «пожарном» порядке. Но иначе с ними нельзя, потому как с ленцой мои спутницы.
Небольшой ресторан полон. Все торопятся скорее разделаться с завтраком и на гору. Большинство сидит в лыжных комбинезонах и даже сапогах. Не до соблюдения этикета. Вечером за ужином все будет иначе.
Я занимаю свободный столик и делаю заказ сразу на троих. Вкусы моих девочек изучила за много лет. Оглядываю зал. Отель небольшой и по прошлому году знаю, успеем за эти дни перезнакомиться. Тем более, что я очень общительная. Взгляд мигом выделяет пару. По всей видимости, дедушка с внуком. Мальчишке лет 10-12, а привлек внимание серьезным видом. Наверное, хорошо катается, - почему-то решила, разглядывая крепенькую фигурку. Заметив мой взгляд, он приветливо кивает головой, чем мигом расположил к себе. И что-то говорит мужчине рядом, а в следующую секунду, я встречаюсь глазами с соседом мальчика. И вот уже между нами тремя устанавливается первая нить будущего знакомства.
- Мам, ты кому уже глазки строишь? – отвлекает меня Настя. – Вот, на секунду ее нельзя оставить без присмотра, - это говорится для Юли.
Девочки занимают место за столиком. Жаль, они старше мальчика, - вдруг подумала я. И тут же сбросила легкое наваждение. Какая разница? Я что ищу компанию себе? Еще раз украдкой смотрю в сторону пары. Ловлю легкую полуулыбку мужчины и непроизвольно отвечаю тем же. Скорее всего, они сын и отец, - решаю для себя, слишком молод для дедушки, от силы чуть за пятьдесят.

Комментариев нет:

Отправить комментарий